Пристрастие к образу Иеронима

25.06.2016


От 1622 года сохранилось несколько листов с этюдами Риберы, указывающими на тщательное изучение натуры и на работу над усовершенствованием техники. На листах № 15, 16 и 17 изображены носы, глаза, уши, открытые рты. Все они имеют монограмму Риберы, а лист № 17 также и дату - 1622 год. Близкий к ним лист № 8, изображающий в профиль безобразную голову мужчины с толстым носом в бородавках и с отвисшей нижней губой, также датирован 1622 годом. На парном к нему листе № 9 дан профиль человека еще более уродливого, с отвратительными опухолями на шее.


Один из первых историков гравюры Г. Ганделлини пишет, что будто бы существовало двенадцать листов с такими, как он называет, «карикатурами». В действительности же ничего карикатурного в этих листах нет. Вероятно, именно интерес к характерности и индивидуальности, в противовес абстрактному идеалу красоты, царившему в классицизме и барокко, заставил Риберу сделать портреты этих нищих. Их изображения приобретают значение вызова, брошенного официальному искусству, утверждения мысли о том, что самый последний и самый некрасивый человек достоин внимания художника и отражения в искусстве. Хотите иметь красивое и накачанное тело? Стоит купить нандролон в Киеве.


Совершенство техники, которого здесь достигает Рибера, производит сильное впечатление. Приемы остаются такими же, что и в первых офортах, но штриховка, следующая за мельчайшими изменениями поверхности тела, становится гораздо легче, тоньше, разнообразнее по богатству градаций, по своей капризной и в то же время продуманной изменчивости. Рисунок остается законченным и ясным, но контуры выделены гораздо менее резко, они то расщепляются на несколько линий, то прерываются, что особенно часто наблюдается во второстепенных деталях.