Создание оригинальной теории звукоизвлечения

09.07.2016


Такое, совершенно верное в своей основе, наблюдение впоследствии получило убедительное подтверждение со стороны общей физиологии движений и дало толчок для создания оригинальной теории звукоизвлечения. Произошло это при следующих обстоятельствах. По воспоминаниям Михаила Израилевича, однажды в класс Эйдлина заглянул профессор X. С. Кушыарев и в разговоре как бы между прочим сообщил, что им открыт «секрет» Паганини и что осталось провести лишь несколько несложных экспериментов, чтобы получить тут новый эффективный метод обучения скрипачей. Со слов Кушнарева выходило, что путеводной нитью к догадке ему послужило брошенное некогда замечание великого виртуоза, по смыслу которого можно было понять, что причина совершенного скрипичного тона таится не в одной только правой руке... Разумеется, заинтригованные сообщением, присутствовавшие во главе с Эйдлиным стали настойчиво просить прояснить суть дела. Оказалось, что в результате специальных изысканий Кушнареву удалось установить (дальше свободный пересказ Ваймана по памяти целесообразно заменить цитированием положений статьи самого Кушнарева, в которых излагается основная идея его открытия), что: 1) качество скрипичного звука действительно находится в известной зависимости не только от поведения правой руки, но и от левой; 2) при прочих равных условиях качество это заметно улучшается, если исполнитель в процессе звукоизвлечения одновременно с движениями смычка производит определенным образом регламентированные, хотя и незначительные, движения скрипкой; и, наконец, 3) наиболее целесообразным оказывается тот игровой режим, при котором движения смычка вниз и вправо сопровождаются движениями скрипки вниз и влево; аналогичным образом, обратные движения смычка сопровождаются движениями скрипки вверх и вправо; режим, при котором движения скрипки и смычка образуют подобие зеркальной симметрии». Далее оговаривалось, что осуществить описанный порядок двигательных действий возможно лишь при полном освобождении инструмента от его глухого закрепления между подбородком и ключицей играющего.