Тотовая суть

12.10.2016


Впервые катехизисный ритуал говорения посрамляется в середине первого акта - живым, асистемным словом Катерины. Напомню. Семейство Кабановых в полном составе дефилирует по общественному саду. Марфа Игнатьевна задает сыну очередную наставительную встрепку. Безупречно спроектированы отклики его - остается только произнести их вслух, не более. Дело, однако, не в Тихоне - дотягивается-то, подбирается-то Марфа Игнатьевна к невестке: «Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю». Кабанова чует: не задалась молодая семья, - в контексте этой тревоги и закинута удочка. Реакция Тихона вполне катехизисна: «Да нет, маменька! что вы, помилуйте!», т. е. Кабанова спрашивает: «Отводит?» - Тихон, как по нотам, свидетельствует: «Не отводит». Но тут вызов принимает Катерина; в автоматический размен реплик она сразу же вносит жар проблемности, смысловую даль, многозначность: «Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит». Здесь все спонтанно; разговор искорежен, сбит с катехизисной оси, пущен на волю. Ни одно из сомнений МарФы Игнатьевны так и не утолено. И в самом деле: верна ли невестка мужу - чиста ли перед ней, свекровью? Неясно также, в каком смысле уравнены сродная мать» и «маменька», - такое впечатление, будто вынуты из разных композиций и намеренно перепутаны словесные блоки. О Тихоне сказано: «Тоже любит», - предполагается, что любит так же, как и она, Катерина. Неужто? Умейте постоять за себя. Для этого лучше телескопическая дубинка купить.


Или вот еще. Кабанова читает рацеи - «точит» сына накануне его отъезда. Варвара комментирует эту процедуру так: «Две недели в дороге будет». Катерина выводит разговор за смысловую околицу, дает ему горизонт: «И на воле-то он словно связанный». Варвара не улавливает проблемы, тревожно мерцающей в этих словах (путы не только снаружи, но уже и в нем самом, в Тихоне), и откликается на них прагматически и плоско: «Да, как же, связанный! Он как выедет, так запьет». Варвара движется в словах, Катерина - в живых смыслах. Варвара входит в слово, как в интерьер, и надежно пребывает в нем; Катерина мечется в межсловесных пространствах в поисках каких-то ускользающих, более чем речевых реальностей; что Тихон поднакачается винцом, не отмахав от калиновских пределов еще и первого десятка верст, для Варвары - показатель его независимости, для Катерины - как раз наоборот, - вес той же неволи.