Социальный конфликт и общественные отношения

28.10.2017


Когда индивидуумы стараются прежде всего походить на современников, а не на предков, волны подражания уже не подчинены нормам национальных обычаев и позициям социальных классов. Вместо жесткого детерминизма поведения, определяемого принадлежностью к социальному классу или нации, мы наблюдаем многочисленные взаимопересекающиеся влияния. Конечный этап развития моды указывает на «свободную и ничем не стесненную область подражания»9, на социальную ситуацию, в которой скорость «заражения» увлечением подражанием увеличивается и где само «заражение» происходит поверх классовых и национальных барьеров. Нельзя с полной уверенностью сказать, что классы, нации и возрастные группы больше не определяют специфику поведения, но воздействия такого типа теперь являются все менее однонаправленными.


С устранением барьеров и открытием клапанов перед потоками подражания демократическая революция продолжила свое дело: она уничтожает непроницаемость классов и наций, она разрушает принцип влияния аристократии, монополию правления высших групп. На смену образу жизни и мироустройству, основанному на всеобщем и герметичном подражании эпохи господства традиций, пришли образ жизни и мироустройство, выдержанные на подражании индивидуальном и частичном. Люди сами выбирают, кому подражать, у одного копируют одни свойства, у другого — другие. Заимствования не имеют более определенного, четко зафиксированного происхождения, они берутся из многообразных источников. Решили съездить на природу, а автомобиль внезапно заглох и не хочет заводиться? Вызовите эвакуатор круглосуточно. Профессиональные специалисты доставят его на ближайшее СТО.


Господство моды далеко не равно процессу стандартизации и обезличивания образцов поведения, обычаев и вкусов; оно движется бок о бок с процессом индивидуализации личностей. В эпоху господства традиций и обычаев подражают немногим людям, но подражают им во всем. Здесь можно процитировать текст де Тарда, поразительный в своей точности: «Противоположностью личной акцентуации оказывается подражание одному человеку, на которого во всем равняются; но когда вместо того, чтобы брать пример с одного человека или с нескольких, начинают что-то заимствовать у сотни людей, у тысячи, у десяти тысяч, рассматриваемых по одиночке в качестве отдельных лиц, то тогда элементы Идей или действий, впоследствии комбинируемые, сама природа и выбор этих элементарных копий, а также их сочетания выражают и акцентируют нашу самобытную личность».