Прощание с прошлым

31.01.2019


Отдельные удачные попытки запечатлеть действительность не меняют общей картины. Немаловажным кажется мне и то обстоятельство, что первые фильмы «второго забега» пытались ухватиться за проблематику, заключающуюся главным образом в противоречии между условиями, в которых находится кинематографист, и отражением этих условий в фильме. Я говорю о фильмах «Без примирения», Жана Мари Штрауба, «Терлесс» Шлендорфа и «Прощание с прошлым» Александра Клюге. С существенными ограничениями это можно также отнести и к фильмам «Оно» и «Охота на лис запрещена» братьев Шамони, хотя последующие фильмы обнажили поверхностность этих режиссеров.


Адекватные усилия предприняли также Теодор Котулла в своем фильме «До счастливого конца» и творческая пара Штробель—Тихавски в «Браке». Фильмы Эдгара Райтца «Трапезы», Франца Йозефа Шликера «Акционерное общество «Дикий всадник», пожалуй, тоже можно отнести к этой категории. Из последних западногерманских фильмов фильм «Охотничьи сцены в Нижней Баварии» заслуживает того, чтобы его посмотреть, хотя эта работа в общем-то не удалась, ибо режиссер не раскрыл полностью социального смысла изображаемого. Считаете себя везунчиком? Зарегистрируйте удача в придачу евроопт личный кабинет и посмотрите насколько фортуна будет к вам благосклонна.


По отношению ко всей массе фильмов «молодого немецкого кино» подобные фильмы составляют ничтожное меньшинство. Такие режиссеры, как Лемке, Май Спилз, Экхарт Шмидт, Джордж Моорз, Марран Гозов, Роджер Фритц и Рудольф Томе, не говоря уже об остальных, совсем не интересуются политической и социальной действительностью. Они или застывают на самодовольной позиции людей, стоящих в стороне, или совершенно открыто поддерживают грассирующие волны (кинокульт, культ молодежи, культ коммерции, культ секса), или же они просто глупы, скучны и судорожно фривольны, как, например, Шамони в своем «Квартете в постели».