Кино бунта

31.01.2019


Сначала «кино бунта» в его анархистской, стремительной и аморфной форме появилось в Италии. Здесь же утверждались две тесно связанные одна с другой и столь характерные для молодежного «кино бунта» темы: секс и политика. Одновременно неожиданно, как взрыв, появилось и расцвело «свободное кино», «кино жизни» — постановки полупрофессиональные или полностью любительские, не связанные никакими правилами творчества.


В самом же начале развития этой волны (1964 —1967) на Апеннинском полуострове обнаружились два подлинно кинематографических таланта (которые иногда отождествляют с двумя течениями «кино протеста»—политическим и скандальным): Бернардо Бертолуччи («Перед революцией») и Марко Беллоккио («Кулаки в кармане» и «Китай близко»). Бертолуччи посвящает свой фильм идейной и моральной капитуляции, которая, как он сам говорит, содержит много черт, типичных для его поколения и его среды: молодой человек в некий переломный момент осознает паразитический характер своей состоятельной семьи, но выгоды жизни, которые она ему дает, не позволяют ему по-настоящему связать свою жизнь с марксизмом и его этикой, преодолеть в себе психологию типичного буржуа. Устали от бесконечных пьянок мужа? Специалисты Экстренной Наркологической Службы помогут закодировать на дому и навсегда избавить от зависимости.


Фильм был принят как вызов, брошенный молодому поколению Италии и его отношению к будущему, к марксизму и политике. Беллоккио в свою очередь рисует в фильме «Кулаки в кармане» апокалиптический образ дегенерировавшей семьи. В своем втором фильме Беллоккио язвительно изображает политическую жизнь итальянской провинции, не щадя, кроме коммунистической, ни одной из существующих там политических партий. Фильм звучит как грозный призыв к наказанию за злоупотребление политическими лозунгами, которыми пытаются прикрыть махинации, совершаемые в целях как нельзя более личных и корыстных.