Приемы и стили палеолитической живописи

01.06.2019


Среди древнейших изображений на стенах палеолитических пещер имеются отпечатки кистей человеческих рук, сделанные контурной обводкой. В пещере Пеш-Мерль есть «композиция» с изображением двух лошадей, расположенных на разных уровнях с развернутыми в разные стороны головами. Круп верхней лошади находит на круп нижней. Фигуры их покрыты орнаментальными пятнами. Над ними видны отпечатки кистей рук.


Извечную загадку составляет выбор первобытным мастером профильных или фасных приемов изображения. Сочетание в одном образе фасных и профильных элементов позволяет говорить о том, что художник уже научился конструировать образ, дополнять его знаниями накопленного опыта. Если вы хотите поехать в пещеру на экскурсию всем коллективом, стоит микроавтобус снять. Опытные водители доставят вас с комфортом.


Несмотря на все устойчивые приемы изображения, остается извечный вопрос о соотношении осознанного и интуитивного начала в творчестве первобытного художника. Часто спрашивают: для чего было положено столько труда, чтобы расписать стены и плафоны пещер? Изобразительный язык в ту пору был самым емким и эмоциональным, и через его посредство человек мог выразить свое отношение к миру, познать его и приблизиться к нему с помощью магии. Подтверждение тому можно найти в ряде фактов, опровергающих концепцию чисто эстетического отношения человека к своему творчеству. С этой точки зрения бессмысленно было располагать росписи на большом удалении от входа, в глубине пещер, в непроницаемом мраке или на высоких сводах. Видимо, все это, также как и явление палимпсеста, объяснялось совершением ритуальных обрядов около изображений.