Приемы Сурбарана

18.09.2019


В 1634 году Сурбаран был в Мадриде, где выполнил для дворца в Буэн Ретиро замечательную серию «Двенадцать подвигов Геракла» (Мадрид, Прадо). И в мифологической теме Сурбаран выступил как реалист. Художник, писавший монахов в длинных тяжелых одеждах, прекрасно справился с передачей обнаженного тела в движении. Но его Геракл далеко не идеально прекрасный, могучий герой древних мифов. Это грубоватый испанский крестьянин с широким лицом, сильными руками и огромными ступнями ног, неустанно работающий палицей. Сурбаран, чуждый в своем творчестве драматическим ситуациям, создает и трагический образ Геракла, умирающего в муках от отравленной ядом туники, данной ему кентавром Нессом (илл. 65). Мускулистый и сильный, герой пытается сорвать с себя пылающую одежду, лицо его искажено ужасом, гневом и болью.


Приемы передачи трагического напоминают Риберу: Сурбаран оперирует контрастами тенебросо, фигуру Геракла помещает в центре; острые, взивающиеся красные и желтые языки пламени горящей одежды освещают вспыхивающим светом смуглое тело, вырывают из тьмы то плечо, то часть руки и лица. Алое пламя змеится по темной земле, бросает красноватые отблески на мрачный фон скалы, за которой видна темная зелень леса.


Ищете надежного грузоперевозчика? Загляните на сайт транспортной компании Алсена и ознакомьтесь с услугами.


В этом цикле Сурбаран показал себя прекрасным мастером пейзажа, он вводит то скалы, то текущую реку, то пылающий вдали огонь у пещеры. Прекрасен пейзаж в картине «Геракл, убивающий критского быка» (илл. 66). Это живописный уголок озера, берега которого поросли деревьями; зеленая и бурая листва их кажется трепещущей и отражается в спокойной синеватой воде с серебристо-серыми и нежно-зеленоватыми бликами. В Мадриде, вероятно, получил Сурбаран и другой заказ для дворца в Буэн Ретиро: запечатлеть событие его времени — освобождение Кадиса, имевшее место в 1625 году, после того как упорно осаждавший Кадис английский флотоводец лорд Уимблтон вынужден был оставить город.