От серийности к сайт-специфичности

02.09.2020


Разумеется, пересечения, различимые в проекте Бехеров, оказываются еще более многообразными при сопоставлении с различными историческими явлениями, оказавшими на него влияние, от фотографий Зандера и Ренгер-Пацша до манифеста Ле Корбюзье, опубликованного им в 1928 году в своем журнале «Эспри нуво» и формулирующего принципы эстетики, основанной на индустриальных сооружениях (в частности, элеваторах) как образцах формальной силы анонимного инженерного дизайна. Эта эстетика не только попыталась свести форму к чистому выражению функции, но и предложила один из первых примеров (психологической) критики авторства, а также поставила (социополитический) акцент на коллективном участии в общественном производстве.


Ле Корбюзье выступал против «авторской» эстетики архитектора-модерниста по тем же причинам, что и Бехеры, которые в «Анонимных скульптурах» доказывали, что анонимный характер индустриального дизайна заслуживает столь же серьезного отношения, как и авторские претензии на индивидуальность. Таким образом, на момент 1968 года в контексте модернизма можно было прочертить линию преемственности, ведущую от Ле Корбюзье через «новую вещественность» к Бехерам и определяемую приверженностью таким художественным ценностям, как коллективность, анонимность и функциональность.


Мечтаете о большом выигрыше в казино? Официальный сайт онлайн казино Play Fortune предлагает самые щедрые автоматы и выгодную бонусную политику.



Карл Андре в своем восторженном отклике на «Анонимные скульптуры» придавал решающее значение пристальному вниманию Бехеров к серийному повторению. Это прочтение, которое сразу ввело немецких фотографов в контекст минимализма и постминимализма, опиралось на то, что Бехеры преподносят свои фотографии в виде строгих таксономических таблиц, позволяющих проследить мельчайшие структурные различия между представленными образцами. Очевидно, именно акцент на повторении, серийности, скрупулезном осмотре и структурной дифференциации привлек внимание Андре, определив его минималистскую рецепцию этих работ и их канонизацию в контексте минималистской и постминималистской скульптуры. Имелись, однако, и другие аспекты, позволявшие связать проект Бехе- ров со скульптурной практикой конца шестидесятых годов. Это, во-первых, подчеркнутая анонимность, а во-вторых, очевидное выдвижение на передний план темы места. Андре был одним из тех, кто развивал логику, в которой скульптура понималась уже не как объектная конструкция, а как место, узел на пересечении архитектуры и среды.