Тулуз Лотрек

Когда я первый раз увидела картины Тулуз-Лотрека, они мне не очень понравились, или скорее я их не поняла, но что-то в них было так притягательно, может яркость красок, необычная подача света и фактуры, особая манера выписывания лиц. Анри де Тулуз-Лотрек никогда не приукрашивал свои модели, но в его даже самых "грубых" портретах всегда чувствуется симпатия художника, выраженная в сжатой форме несколькими энергичными мазками. Для того чтобы все внимание зрителя было сконцентрировано на внутреннем мире его моделей, он делает их внешние черты менее резкими, расплывчатыми, использует абстрактный фон, а в более поздних картинах - пейзаж или некоторые предметы быта и обстановки, раскрывающие истинную сущность своих персонажей.

Позже, когда мне попадались, где-либо изображении картин Лотрека, я уже смотрела целенаправленно смотрела, выискивая новую информацию. Однажды совершенно случайно мне попалась книга Анри Перрюшо «Жизнь Тулуз лотрека», он писал не только о Лотреке, у него есть жизнеописание о Сезане, о Ван Гоге. До этого я прочла роман Соммерсета Моэма «Луна и грош» о Гогене, что только подстегнуло мой интерес. Импрессионизм и постимпрессионизм всегда привлекали и меня, мне нравились полотна этих художников, хотя поначалу мне ближе и понятней были именно импрессионисты: Клод Моне, Коро, Добиньи, которые хоть и не считали себя импрессионистами, они скорее ему предшествовали, основав свой вариант живописного романтизма. Но всё равно для «барбизонцев», так, же как и для импрессионистов, главным героем полотна был воздух, как световая среда. В результате собственно предметы в их живописи как бы растворяются, нарушается композиционная прочность картин, целостность предметов. На картины импрессионистов нужно смотреть с расстояния, вблизи теряется замысел, они как бы стереоскопичны, это на мой взгляд, не уверенна, что знатоков живописи, каковым я не являюсь, устроило бы такое объяснение. Вблизи многие видели только точки и мазки, которые с трудом складывались в картинку, наверное, поэтому обыватели не сразу поддержали новый вид живописи, тем более в то время в Европе, особенно, популярно было классическое мировоззрение, уходящее корнями в итальянское представление о гармонии мира, которое не зависит от человека. Постимпрессионисты (Сезанн, Ван Гог, Гоген, Дега, Тулуз Лотрек) пошли дальше, они открыли концептуальное искусство, где главным становится принцип видения, идея, открыв при этом самостоятельную выразительную возможность мазка, для построения своей картины мира, для передачи эмоционального состояния в определённый миг, своеобразная моментальность.

Так небольшая преамбула… Теперь непосредственно о Тулуз Лотреке. Естественно, что всё писать по памяти я не в состоянии, поэтому пользуюсь материалами из интернета.

Граф ТУЛУЗ-ЛОТРЕК Анри Мари Раймон де (1864-1901) - французский живописец, рисовальщик, литограф, один из ярчайших представителей постимпрессионизма.

Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа родился в Альби 24 ноября 1864. Принадлежал к одной из самых древних аристократических семей Франции. В отрочестве сломал обе ноги, и он остался калекой. Этот физический недостаток наложил отпечаток на всю дальнейшую жизнь художника. Вот как описывает Перрюшо характер юного Анри:

«У мальчика был живой ум, и занятия его шли успешно. Но как он был шаловлив! Резвый, озорной, любознательный, он секунду не сидел на месте. «Настоящий мячик», – говорила о нем мать. Капризный, он почти всегда добивался своего, требовал, чтобы ему уступали. Слов нет, он любил своих близких, был с ними нежен и ласков, но стоило кому?нибудь не пойти у него на поводу, как он немедленно закатывал истерику. Так, однажды, будучи в соборе Сент Сесиль, он принялся кричать: «Я хочу писать!.. Да, я хочу писать здесь», – и тут же, несмотря на увещевания испуганной бонны, дорогой Аделины, Маленькое Сокровище полил церковные плиты.

Везде, будь то конюшня, людская, псарня или гостиная, этот маленький тиран, для которого не существовало ничего недозволенного, пользуясь тем, что его баловали, делал все, что ему вздумается. Полный задора, он любил посмеяться над кем?нибудь, подшутить. Он живо улавливал комическое и нелепое. От него доставалось всем: поварам, когда он с важным видом пробовал соусы и, гримасничая, давал им оценку, конюхам, с которыми он разговаривал на ломаном английском языке, добряку канонику, которого он пародировал… Мать закрывала на все глаза и только нежно журила сына. Его веселый характер и живость восхищали ее.

Графиня Адель огорчилась бы, если бы ее малыш был иным. Она гордилась им. Не зная устали, она знакомила его с историей их рода, рассказывала ему о знаменитых предках (Маленькое Сокровище был также внучатым племянником генерала Лафайета), о том, что в жилах Тулуз?Лотреков течет королевская кровь благодаря брачным союзам с принцами. «Так, значит, – восклицал мальчик, – короли – кузены мне!»

Да, графиня Адель была бы огорчена, если бы ее сын был иным, но иногда у нее зарождалась какая-то смутная, безотчетная тревога, которая вселяла грусть и страх в ее материнское сердце. Хотя Маленькое Сокровище нельзя было назвать хилым, он все же не отличался крепким здоровьем. У него до сих пор еще не окостенел родничок. К тому же он шепелявил.

«С годами пройдет, – думала мать, стараясь утешить себя. – Не может быть, чтобы Маленькое Сокровище пошел не в свою породу, не в своего могучего деда, Черного Принца, не в отца, который в разгар зимы шлепал по болотам, ночи напролет выслеживал дичь»

Мать Анри, графиня Адель нежно и горячо любила сына, отдавая всю нерастраченную любовь сыну. Брак родителей юного Анри нельзя было назвать счастливым, «С первых же дней супружеской жизни графиня Адель с разочарованием и не без тайного ужаса обнаружила, что ее муж совсем не такой, каким она представляла его себе. Ничто не сближало их, наоборот, все в нем отталкивало ее… граф Альфонс по своей сущности был, скорее, человеком средневековья, современный же мир предоставлял ему возможность тратить свою энергию лишь на охоте да на бегах и скачках. У него не было цели в жизни, он полностью шел на поводу у своих инстинктов, своих прихотей».

Сын мало интересовал графа Альфонса, сначала он был слишком мал, чтобы учиться всему тому, что так интересовало его отца, а потом был слишком болен. Известие о том, что сын навсегда останется калекой и то, что он решил посвятить свою жизнь живописи, отказавшись от традиционного для провинциального дворянина образа жизни, сильно разочаровало графа Альфонса. До конца жизни они так и не смогли понять и простить друг друга, осуждая друг друга за, как им обоим казалось неправильный, недостойный образ жизни. Переехав в Париж, он брал уроки живописи у Фернана Кормона и Леона Бонна, но оба учителя были слишком привержены академизму и не оказали сильного влияния на его творческое формирование. Лотреку нравились смелая, выразительная угловатость произведений Дега и уплощенная перспектива и линеарность японских гравюр; на основе этих источников он создал собственный оригинальный стиль.

В 1884–1885 Лотрек переехал на Монмартр, который был тогда центром парижской художественной жизни, где прожил практически до конца дней. Здесь он находил сюжеты для большинства работ: кабаре и танцзалы («Диван Жапоне», «Мулен де ла Галетт» и особенно «Мулен Руж»); среди его моделей были танцовщицы Ла Гулю и Жана Авриль, певец и композитор Аристид Брюан, певица Иветт Гильбер и многие другие. Лотрек оставил после себя огромное наследие. Основная тема творчества Тулуз-Лотрека - развлечения и быт парижских богемы и “дна”, которые он воссоздает без морализирования, но с присущей ему болезненной остротой наблюдения, часто с едкой иронией, искусно передавая гротескную динамику как бы случайно выхваченных из потока жизни мизансцен, характерность поз и жестов. Он создал множество цветных рисунков, посвященных цирку и циркачам, рисунки и литографии с изображениями велосипедистов, жокеев и других спортсменов, портреты выдающихся актеров и актрис, в том числе Сары Бернар, и знаменитую серию картин на темы, связанные с парижскими публичными домами и жизнью их обитательниц. Тулуз-Лотрек одним из первых серьезно занялся созданием афиш, он поднял жанр рекламного плаката до уровня высокого искусства. Сугубо индивидуальной манере Анри де Тулуз-Лотрека свойственны обобщенный, гибкий и ломкий рисунок, длинные вибрирующие мазки, холодная гамма, оттененная крупными, яркими красочными пятнами. Великолепное мастерство рисовальщика особенно ярко проявилось в литографированных театральных афишах Тулуз-Лотрека с их графически-острым лаконизмом, декоративной броскостью цвета, причудливо-гибким рисунком.

Умер Лотрек в родовом замке Мальроме, близ Бордо, 9 сентября 1901 года. Вот как описывает смерть и похороны Тулуз Лотрека Перрюшо:

«Воскресенье восьмого сентября выдалось особенно тягостное. Воздух был наэлектризован. Ждали грозу. Мухи мучали умирающего.

Графиня Адель, стоя на коленях у постели сына, молилась рядом с перебиравшей четки монахиней.

Лотрека поддерживали портвейном и грогом. Бред прекратился. Священник причастил его. Из Парижа вечерним поездом приехал граф Альфонс. Когда он вошел в комнату, Лотрек взглянул на него, а потом сказал: «Я знал, папа, что вы не пропустите момента, когда крикнут „ату!“».

Около больного еще находятся Тапье, Луи Паскаль и его мать. Все молчат. Бесшумно ходит по комнате старая Аделина. Лотрек дышит все тяжелее. Время от времени графиня Адель встает и кладет руку на покрытый испариной лоб сына. Лотрек с усилием тянется к ней: «Мама… Вы! Одна вы!» И тяжело выдохнул: «Чертовски трудно умирать!»

В воздухе пахнет грозой. Душно. Вокруг больного вьются назойливые мухи.

Граф Альфонс из желания быть полезным предложил снять сыну бороду – так, говорят, принято у арабов. Получив отказ, он тоже становится на колени у постели. Вытянув из своего ботинка резинку, он старательно метит в сидящих на простыне мух.

Тапье стоит, наклонившись в полумраке комнаты к своему кузену. Он видит, чем занят граф Альфонс. Лотрек переводит глаза на Тапье и шепчет: «Старый дурак!»

Это его последние слова.

В комнате стало совсем темно.

Вдали глухо гремит гром.

Графиня Адель и монашка продолжают молиться. Агония тянется бесконечно.

В два часа пятнадцать минут ночи сердце Лотрека остановилось.

Немного позже, когда все близкие скорбно сидели у тела Лотрека, над Мальроме наконец разразилась гроза. Хлынул ливень. Молнии змейками бежали по небу. И вдруг в ночи, напоминая раскаты грома, раздались выстрелы – в одной из башен замка граф Альфонс охотился на сов.

Дождь не утихал, заливая виноградники, то и дело озарявшиеся мертвенным светом молнии. Графиня Адель молилась. Наверху, в башне, граф Альфонс продолжал стрелять.

По углам постели калеки потрескивали четыре свечи.

Лотрека похоронили на кладбище Сент?Андре?дю?Буа, около Мальроме. (Позже графиня Адель из опасения, что это кладбище будет ликвидировано, перенесла прах сына в соседнее местечко, в Верделе.)

Во время похорон граф Альфонс опять отличился. Вместо того чтобы идти за гробом, он уселся на похоронные дроги рядом с кучером, чтобы проследить, правильно ли тот держит вожжи, «чтобы Анри отправился в последнюю свою обитель так, как подобает джентльмену». По мнению графа, лошадь двигалась по грязной дороге слишком медленно. Он принялся подгонять ее кнутом, да так, что шедшие за гробом люди были вынуждены бежать"




"Прачка"


Жанна Авриль. Афиша, 1893


Иветт Гильбер. Литография, 1894



"Обучение танцу в Мулен Руж"


"Туалет" 1889, Музей д'Орсе, Париж
Отлично Оля!! Французские импрессионисты были моей любимой темой когда то.
"Импрессионизм (франц. impressionnisme, от франц. impression - впечатление) - направление в искусстве последней трети XIX - начале XX в. Мастера этого направления пытались непредвзято и как можно более естественно и свежо запечатлеть мимолетное впечатление от быстро текущей, постоянно меняющейся жизни. 15 апреля 1874 г. в Париже на бульваре Капуцинок состоялась выставка 30 молодых художников, картины которых были отвергнуты официальным жюри Салона." Они ловили моменты жизни то что сейчас можно сделать фотоаппаратом.Лотреку это удавалось как никому другому сидя в "Мулен Руж".Он прославил это место в Париже.