ПОГОВОРИМ ОБ АРХИТЕКТОРЕ АНТОНИ ГАУДИ


(Антони Гауди - и - Корнет)
Antoni Gaudi i Cornet


Антони Гауди - сын потомственного ремесленника-каменщика, родился 25 июня 1852 года в Каталонии в маленьком городке Реусе приморской провинции Таррагона (совсем недалеко от Барселоны).
А погиб под колёсами трамвая, сбившего великого архитектора 7 июля 1926 года в любимой и прекрасной Барселоне, где его нестандартные творческие идеи, слишком уж не похожие ни какие другие, воплощались в жизнь.

Когда он был студентом архитектурного семинара технического университета Барселоны , его руководитель не мог решить, кто перед ним - гений или сумасшедший - такие нестандартные архитектурные идеи озвучивал этот молодой студент.

Говорят, и в школе он однажды подправил преподавателя, сказавшего, что птицы летают, так как у них есть крылья.
На что мальчик возразил, что они есть и у кур, которые не летают, но очень быстро бегают благодаря крыльям. При этом он заметил, что крылья нужны и человеку, о чём он тоже не всегда знает.

Гауди, рыжий и голубоглазый, словно специально отмеченный, не был похож на типичного испанца, которым, впрочем, он и не являлся.

Как каталонец, он был испанцем и не испанцем одновременно, даже фамилию его положено было произносить с ударением на последнем слоге, как это принято во Франции.
Каталония - это своеобразный мостик между рациональной Европой и фанатично верующей иррациональной Испанией.

А ещё это место, где северофранцузская возвышенная готика удачно воссоединилась с мавританским архитектурным кружевом.

Гауди приехал в Барселону в 1868 году, в шестнадцатилетнем возрасте, где в течение пяти лет обучался в Высшей технической школе (университете) архитектуры. Попутно он ещё работал чертёжником и изучал различные ремёсла (ковку металлов, столярное дело и пр.) в мастерской Э.Пунти.
В эти годы он полностью окунулся в атмосферу зарождающегося каталонского самосознания (а практически, национализма).
Именно из каталонского религиозного самосознания и сформировалась жизненная философия великого архитектора.
В конечном счёте, сложилось так, что лишь Бог заменил ему личную жизнь.
Он так и не нашёл себе супруги (кстати, как и другой знаменитый человек - сказочник Г.Х.Андерсен).
На всю жизнь он не только остался холостяком, но и стал ярым женоненавистником.
Бытует мнение, что он умышленно подавлял в себе сексуальность - ради любви к Высшему, к Богу. Эротические эмоции находили у него выход именно в его прекрасном творчестве.

Впрочем, не всё в его жизни было так просто.
В 1870 году он поступил в Барселонское архитектурное училище, в 1878-м он получает диплом и открывает свою архитектурную мастерскую.
Первой серьёзной работой Гауди был Каса Висенс - дом, который был заказан в 1878 г. Заказчик владел керамической фабрикой, и причудливая мавританская фантазия, устланная по фасаду желтыми с зелёным изразцами, стала заодно и рекламой его товара.

Ещё не завершив работы по этому заказу, Гауди получил новый от богатого промышленника-хлопкопроизводителя Эусеби Гуэля на строительство двух павильонов для его летней резиденции в пригороде
Барселоны,

который был изначально задуман графом Гуэль как город-сад на английский манер. Участки в парке предназначались на продажу для застройки особняками, а всю инфраструктуру и места общего пользования Гуэль поручил Гауди. Однако проект провалился - на момент окончания строительства в 1912 г. были проданы всего 2 участка. Наследники графа Гуэля продали холм городским властям, которые открыли парк для публики. Ворота и входные павильоны парка Гуэль уже являются сказочным вступлением в тот фантастический мир, которым является весь парк. Там находится знаменитый дракон Гауди, выложеный разноцветной мозаикой, украшающий парадную лестницу, которая ведёт к огромной площади-террасе, по всему периметру которой тянется одна длинная змееобразная скамья. В одном из двух домов, построенных в парке жил Гауди на протяжении 20 лет, а на данный момент в здании открыт Дом-музей Гауди.





Павильоны соединены великолепной кованой решеткой в виде дракона. Для графа Эусеби Гуэля, который становится меценатом и близким другом архитектора, Гауди построил также дворец Гуэль, ноходящийся на улице Ноу де ла Рамбла.
Одним из самых причудливых зданий, которые Гауди построил в Барселоне, является дом Батло. Это "огромная, диковинная, многоцветная, сверкающая и переливающаяся мозаика с искрящейся игрой красок, откуда проступают водные стихии" - так писал о доме Батло Сальвадор Дали. Культ изогнутой линии и объёмных форм достигает здесь своего апогея: всё, начиная от колонн и балконов и кончая фантастической кровлей из черепицы, выложенной в виде чешуи, смотрится как живое, трепещущее существо, поэтому дом Батло отождествляют с драконом.




В студенчестве он очень откровенно и раскованно радовался жизни. Он наслаждался вкусной едой, любил красиво и модно одеваться. В известных модных магазинах покупал себе шёлковые цилиндры и красивые костюмы, в которых в те годы очень любил щеголять.
Это была эпоха раннего либерального самосознания.

Но с течением времени он потерял интерес и к вкусной еде и к красивой одежде.
А в старости, в потрёпанном отрешённом старике вообще ничего не осталось от франтовства времёни его молодости.
Именно поэтому, когда он попал под трамвай, сбивший и протащивший его ещё несколько метров, проезжавший мимо водитель такси, брезгливо поморщился и отказался несчастного, очень плохо одетого старика, отвезти в больницу.

Но уже через пять дней, 12 июля 1926 года, многокилометровая процессия шла за гробом того самого старика, чьи творения навсегда определили облик Барселоны.
Его в день похорон везли от госпиталя святого Креста к храму им же созданному - знаменитому храму Саграда Фамилиа (Святого Семейства), в часовне которого он и был похоронен.

Ему, архитектору Гауди, было чуть больше тридцати, когда Общество почитателей Святого Иосифа предложило именно ему возвести этот собор, работы по строительству которого продолжаются и в наши дни, завершение как бы намечено на конец восьмидесятых этого столетия.
Из намеченных 12 башен при жизни архитектора были возведены всего лишь три.

При своей жизни Гауди практически не выезжал никуда из Барселоны, и поэтому не видел того, что строили другие зодчие, архитекторы модерна, в других странах.

Огромную роль в реализации нестандартных идей Гауди сыграла счастливая встреча с богатейшим человеком Каталонии, текстильным магнатом ( и промышленником и эстетом) Эусебио Гуэлем, который на очень долгие годы стал покровителем архитектора.

Гауди стал семейным архитектором этого магната на 35 лет, вплоть до самой смерти богатейшего покровителя.
Для него архитектор построил совершенно необычный дворец, в котором соорудил 127 колонн, ни одна из которых не была похожа на другую. Но модерн и должен был быть необычным, нестандартным.
В этой постройке были применены и необычные параболические бетонные арки.

Для него же Гауди в 1903-1910 г.г. осуществил разбивку и архитектурно-декоративное оснащение парка Гуэль, по сути лишь фрагмента, задуманного им большого садово-паркового комплекса на окраине Барселоны.

В студенчестве Гауди не терпел аналитическую геометрию, но обожал изучать искривление поверхностей.

Он очень любил наблюдать за природой, в которой нет однородных по цвету объектов ни во флоре, ни в фауне, ни в мёртвой материи. Вот из этого разнообразия он и черпал свой насыщенный изгибами и красками архитектурный стиль.
Он часто фантазировал по ходу строительства, и мог начинать работу, не имея готовых чертежей.
Он мог заставлять рабочих выкладывать кусочки мозаики к стенам, чтобы на практике определить подходящее сочетание цветов, и в случае неодобрения, целые помещения отправить на снос так просто, будто речь шла всего лишь о простых макетах, а не о построенных зданиях.

В возрасте 42 лет он пережил жестокую духовную ломку. В это время он погрузился в жестокий пост, долго не вставал с постели, переживая почти летаргический сон.
В этот период соблюдение католических обрядов приняло у него такие экстремальные формы, что даже епископ считал это очень неудобным для жизни.

После этого поста он начинает придерживаться жесткого вегетарианства - ест очень мало, держа желудок наполовину пустым, дабы "оставить место для Бога". Еда не должна отвлекать от творчества и от работы.
Лишь в простой воде этот добровольный мученик себе не отказывал.
Нетерпимость ко всему, что становится препятствием, по его мнению, к его творчеству, любые попытки в материализации духа, воспринимаемые как данное сверху наказание, всё больше захватывает его.
Он презирал многих своих современников и классиков, пренебрежительно отзывался о Ван Эйке и Рембрандте, Сикстинской Капелле Микеланджело и многих других.
С годами он становился всё более фанатичным в каталонском национализме и в своём католицизме. Ежедневно он исповедуется в грехах и стремится всю жизнь посвятить церкви.

Последней его почти завершённой постройкой оказалась Каса Мила, известная под названием "Ла Педрера" - Каменная громада..

Касса Мила - это одновременно и каменная гора и море, покрытое волнами, будто кусок живой природы, вырванный из скал Каталонии, по сути, удобное городское жильё, одновременно и прагматичное, и экспрессивное сооружение.

И лишь на крыше, где столпились безглазые каменные монстры, мастер вновь напомнил всем о постоянно преследовавших его самого ужасах смерти - Memento Mori (помни о смерти).

Смерть-злодейка настигла его тогда, когда он строил собор Саграда Фамилиа.

Это был огромный и безумно дорогой проект. Работы то начинались, то прекращались из-за постоянной нехватки средств на это строительство.
Гауди уже перевалило за 60 лет, когда он полностью сосредоточился только на этом храме, фактически отрешившись от всего мирского, почти войдя в анемическое состояние, хотя он был одним из ранних заказов архитектора, сделанного ему в возрасте всего лишь 30 лет.
Этому сооружению архитектор придавал особое значение как монументальному символу возрождающегося национального и социального возрождения Каталонии.
Здесь он разместил и свою мастерскую.
Порталы и башни храма изобилуют скульптурой, воспроизводящей как бы весь живой мир. Сложность профилей и деталировки превосходит всё, что до сих пор было известно готике.
Этот храм является готическим модерном, хотя в его основу положен план обычного средневекового храма.

Когда летом 1926 года убогий неопрятный старик, шедший по улице Барселоны после работы, весь забрызганный краской и застывшим цементом, не обратил внимания на быстро приближавшийся трамвай, сбивший его, никто не смог своевременно опознать в нём великого архитектора. Он был без документов и гроша в кармане и был похож на бездомного бродягу, отношение к которым во все времена было одинаково безразличным.
И лишь в больнице для бедных выяснилось, что умирает Антонио Гауди. Врачи оказались бессильны спасти его.

Говорят, что он не любил фотографироваться, ещё и по этой причине его мало знали в лицо.

В 1957 г. Ле Корбюзье называет Гауди "конструктором ХХ в.". а современная критика подчеркивает его удивительную способность сочетать в себе таланты строителя, скульптора, художника и архитектора. Гауди проработал 48 лет. Основная часть его пректов сделана для Барселоны и осуществлена в ней. Его архитектура далека от общепринятой. Образцом совершенства он считал куриное яйцо. Дон Антонио вел скромный образ жизни: питался в основном салатом и дешевыми фруктами, смешивая их с молоком. Носил всегда один и тот же костюм. Прохожие на улицах принимали его за нищего и подавали милостыню. Он жил в своем мире, отрекшись от всего мирского. " Чтобы избежать разочарований, не надо поддаваться иллюзиям", - оправдывался он, утверждая при этом, что каждый человек должен иметь Родину, а семья - свой дом.

В последующие годы появилось много работ, родственных его творениям, если уж не по форме, то по содержанию. Они мирно сосуществуют, не претендуя на то, чтобы быть единственно правильным отражением духа эпохи.
Ну,и конечно же Собор Святого Семейства - Temple Expiatori de la Sagrada Fam?lia), часто называемый Саграда Фамилия.

Необычный внешний вид Собора сделал его одной из главных достопримечательностей Барселоны. По сведениям газеты El Peri?dico de Catalunya, в 2006 г. собор посетило 2,26 миллиона человек, что ставит его в один ряд по популярности с музеем Прадо и дворцом Альгамбра.





В 2008 году группа из более чем 400 деятелей культуры Испании призвала остановить работы по строительству храма. По их мнению, творение великого архитектора стало жертвой небрежной, неумелой реставрации в угоду туристической индустрии.
Церковно-приходская школа возле Собора



Окончательный вид собора Святого Семейства (проект)
Вот это да, красота!!!
Гауди, не зря часто называют архитектором сказки, его творения загадочны, необычны настолько, что в своё время не многие принимали его стиль, считая всё это плодом больного воображения автора, но гениальность, часто принимали за сумасшествие. А Гауди, бесспорно - ГЕНИЙ! Его невозможно спутать ни с кем другим, это целый мир, таящий столько загадок и открытий, что кажется жизни мало, чтобы просто рассмотреть всё, что он создал, а не то что постичь и понять..... Восхищение и трепетное поклонение красоте и таланту!
А ведь он не только стороил дома и дворцы, но отделывал их целиком, здание и внутри имело неповторимый дизайн Гауди. Дом Батло тому один из самых ярких примеров.

И так… Дом Батло это “жилой” дом, построенный в 1877 году для текстильного магната и располагается в районе Эшампле, Барселона. Местное название дома – Casa dels ossos (Дом костей), и в отличии от Костницы, не имеет ни чего общего с реальными костям.

Это плод причудливой фантазии, имеющей литературное происхождение. В основу дома Батло положен сюжет как Св. Георгий убивает дракона. Первые два этажа напоминают кости и скелет дракона, фактура стены – его кожу, кровля – его хребет, а округлая деталь слева от центра, заканчивающаяся башенкой с крестом, представляет собой меч Георгия, вонзенный в спину дракона. Гауди придает всему фасаду волнообразную и как бы колеблющуюся форму; сказочность облика дома усиливается мозаикой из цветных стекол и камешков, сверкающих под лучами солнца. Кровля исполнена преимущественно из керамических материалов и со стороны улицы кажется очень нарядной, особенно гребень крыши, декорированный по всему его динамичному излому голубыми, розовыми и зелеными "бусинами" и цилиндрами гончарных форм. Все это может показаться плодом фантазии, попыткой ухода от реальности в мир сновидений. Однако Гауди, как обычно, не забывает о реальном окружении своего нового дома. Зигзагообразная линия конька крыши вступает в сложную перекличку со строгим ступенчатым фронтоном дома слева; конструктивное решение всей кровли во многом объясняется теми же соображениями.

Его «чешуйчатая» синяя крыша, переливающаяся на солнце, рождает ощущение оптимизма, что заставило одного английского архитектора с восторгом воскликнуть: «Это похоже на пряничный домик»!» Гауди остался чрезвычайно доволен такой оригинальной оценкой.

Ну а что внутри лучше один раз увидеть… описать это очень сложно… с удовольствием услышал бы что вы по поводу этого думаете… К сведению: ЛСД тогда еще не изобрели...



Здесь нет комнат в обычном понимании этого слова, настолько гармонично и целеустремленно одно пространство перерождается в другое. Гауди многого достиг в аналогичных поисках еще во Дворце Гуэля, однако в Доме Батло подобное решение пространства реализовано на неизмеримо более высоком уровне.










Что бы такое создавать надо быть Гауди.У нас в Киеве засилие жлобской архитектуры-стекло ,безумные высотки и котэджи отдающие дань деньгам и безвкусию.
Хорошие,прекрасные архитекторы есть,но так же как и во всем у нас сейчас им сквозь толщу жлобства и бескультурья не пробиться.
Чудеса...
Вот бы увидеть в натуре.Моя несбыточная мечта. Каким воображением,какой фантазией владел человек.
Оксана, это и моя мечта, но боюсь, что тоже несбыточная, хотя........
Иногда мечты сбываются
Я в восторге и изумлении!
Оля, огромное спасибо за посвящение нас в такое чудо! Красота необыкновенная!!!
«Гауди - это гений такого духовного накала,
что он навсегда останется
архитектором архитекторов».
Иоахим Гарсиа

Один из редчайших сохранившихся портретов Антони Гауди в зрелости. Вообще фотографий Гауди буквально на счёт.


1915 год. Здесь Антони Гауди, уже седобородый старец, в конце жизни, что-то рассказывает окружающим его многочисленным слушателям, в числе которых - два прелата, папский нунций Рагонези и священник Гудийоль. Фотография сделана на площадке Sagrada Familia. Известно, что Гауди с удовольствием и с неослабевающим жаром
энтузиазма разъяснял посетителям смысл своего грандиозного замысла искупительной церкви, - как называл её, церкви для бедных, - замысла не только и не столько архитектурного, сколько духовного и религиозно-мистического. Выслушав Гауди порясенный Рагонези воскликнул: "Маэстро, вы Данте архитектуры! Ваше восхитительное творение - это христианская поэма
в камне!"


Гауди застигнут врасплох на строительной площадке Sagrada объективом преданного ученика, архитектора Isidro Puig Boada...
Лица Гауди практически не видно, но какая собранность и решимость, какая энергия дышит в этом седобородом человеке.

Из высказываний Гауди:

"Всякое произведение искусства должно быть обольстительно
(здесь корень универсальности, оно привлекает в равной мере
и знатока и профана), если из-за намеренного оригинальничанья
утрачивается обольстительность, то это уже
не произведение искусства."

"Сотворение мира непрерывно продолжается через человека.
Но человек не творец, он - первооткрыватель. Кто доискивается законов
природы в поддержку своим новым произведениям, тот
помогает Творцу. Кто копирует, тот не помогает. Поэтому
оригинальность заключается в возвращении к истокам".
Быстро купить шкаф купе высочайшего качества
kupe2000.ru